- дуальная организация
дуа́льная организа́ция (система половин, двухклассовая система), взаимобрачное (эпигамное) объединение двух родов или фратрий. Дуально-родовая организация часто рассматривается в качестве первичной социальной системы, как механизм установления экзогамии; в результате естественной сегментации первоначальных родов дуальная организация перерастает в систему двух экзогамных фратрий, объединивших две группы дочерних родов. Согласно другой трактовке, дуальная организация является следствием столкновения двух разных культур или социальных организмов (разноэтничных групп).
Существует и иная точка зрения, обоснованная Н. М. Гиренко, различающая две формы социального дуализма абсолютную (статическую), то есть деление общества на две группы, и относительную (динамическую), то есть деление его на две категории ("мыони", "своичужие", "старшиемладшие" и т. п.), которые отражают разные уровни социальной организации и находятся в корреляции друг с другом как общее и отдельное. Это различение делает гипотезу об универсальности и изначальности дуального членения общества в принципе недоказуемой. Статическая дуальная организация может появляться на разных стадиях развития человечества и вызываться принципиально различными причинами, причём конкретные дуальные организации могут состоять как из экзогамных (эпигамных), так и эндогамных половин. Дуальная (двоичная, бинарная) организация общества часто отражается в духовной культуре, прежде всего в мифологии (легенды о двух прародителях или культурных героях Ромуле и Реме у римлян, Санасаре и Багдасаре у армян и т. п.). Двоичные противопоставления (бинарные оппозиции) типа "мужской женский", "белый черный", "дождь засуха", "война мир", "день ночь", "земля небо" относятся к универсально распространённым явлениям культуры.
В. А. Попов
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.